Монтаж зданий из объемных элементов

Метод возведения зданий из объемных элементов обладает следующими преимуществами: сборка, выверка и сварка основных деталей могут выполняться в условиях завода или ДСК (от них можно отказаться, если блоки делаются монолитными), сокращается количество типоразмеров; появляется возможность переноса работ по отделке и инженерному оборудованию со строительной площадки в заводские условия; объем работ на строительной площадке уменьшается в 2-3 раза, а уровень индустриализации повышается до #75-80% против 50-55% при крупнопанельном домостроении.

Монтаж объемных блоков ведут непосредственно с транспортных средств. Для установки объемных блоков можно использовать козловые стреловые самоходные краны. Строповку производят балансирными траверсами или стропами. Блоки сначала приподнимают на 30-40 см, а после проверки надежности строповки поднимают и перемещают к месту установки. Блоки устанавливают в проектное положение, произведя выверку с помощью несложных легких приспособлений. Временное закрепление блоков не требуется, устойчивость их обеспечивается сразу после установки. Расстроповку осуществляют после выверки и установки блока в проектное положение.

Объемные элементы могут быть на комнату или квартиру, несущие и самонесущие с опиранием на каркас здания. Финские фирмы строят дома из объемных блоков размером по ширине на комнату, а по длине —на пролег здания. Блоки собираются из сборных ребристых панелей в кондукторах. Шведские фирмы применяют комбинированный метод, при котором здания собираются из объемных элементов и плоских панелей. Объемный блок, включающий санитарно-технический узел и кухню, изготавливается, отделывается и полностью начиняется (комплектуется) инженерным оборудованием в заводских условиях. В некоторых странах выпускают 2-этажные дома-трейлеры площадью 50-60 м2, которые собирают из легких конструкций и монтируют на полуприцепах.

Дома из объемных элементов

Возведение зданий из объемных элементов — одно из основных направлений научно-технического прогресса в отечественном домостроении. Перед строителями была поставлена задача решить проблемы монтажа домов из крупных объемных элементов, изготовленных на заводах и представляющих собой комнату или целую квартиру. Сейчас на крупных механизированных н автоматизированных заводах изготовляют, отделывают и оснащают инвентарным оборудованием объемные блок-комнаты, блок-кухни (включая туалет и ванную), блок-лестницы. На строительной площадке ведут лишь монтаж объемных элементов и выполняют после монтажные работы (сварка блоков между собой, заделка стыков и швов, стыковка стояков сантехнических коммуникаций). Транспортируют объемные блоки на блоковозах грузоподъемностью до 20 т в соответствии с транспортно-монтажными графиками, в которых указано время погрузки, транспортирования и монтажа блоков. При перевозке блоки покрывают пленкой.

Большинство зданий из объемных элементов возводят без подвалов. В этом случае элементы первого этажа опираются на короткие колонны-стойки. Фундаментом для них служат блоки стаканного типа. К стойкам по наружному периметру крепят цокольные панели, образуя техническое подполье дома. До начала установки объемных элементов на строительной площадке должна быть проведена тщательная проверка соблюдения всех осевых размеров. Так как опорная поверхность колонны-стойки имеет малые размеры, то даже небольшое отклонение их от проектной привязки к осям может сделать монтаж невозможным. Опорные поверхности колонн-стоек должны быть выведены под единый монтажный горизонт.

Конструктивной особенностью домов из объемных элементов является то, что каждый такой элемент опирается на четыре точки, через которые передаются все нагрузки на нижележащие конструкции. Даже незначительные колебания в отметках мест опирания объемных элементов могут привести к смещению осей опор по этажам, поэтому установку объемных элементов нужно вести под строгим геодезическим контролем. Первый этаж является базой для монтажа объемных элементов всего дома, поэтому и к его возведению предъявляются жесткие требования.  

Монтаж одноэтажных зданий
 
В СССР первое здание методом подъема этажей было возведено ленинградскими строителями в 1959 г. С тех пор этот метод начали применять на других стройках страны. Метод сводится к следующему: несущий каркас состоит из колонн и безбалочных перекрытий. Здания высотой более пяти этажей имеют, кроме того, объемные монолитные ядра жесткости, в которых размещают вертикальные коммуникации (лестницы, лифты и т. п.).

После возведения ядер жесткости (в скользящей опалубке) и монтажа колонн на ровной подготовке пола первого этажа изготовляют пакет плит по числу этажей, включая плиту крыши. Плиты бетонируют последовательно. Чтобы в процессе бетонирования не произошло сцепления плит в пакете, между ними прокладывают синтетическую пленку или строительный картон. До подъема перекрытий вместе со смонтированными на них элементами на оголовках всех колонн устанавливают гидравлические подъемники. Первой поднимают кровельную плиту, после ее закрепления — плиту верхнего этажа, на которой с помощью самоходных кранов и специальных простых механизмов и приспособлений (погрузчики, тележки и др.) смонтированы все элементы верхнего этажа. Затем процесс повторяется для всех нижележащих этажей.

Если здание имеет значительную высоту, то подъем этажей ведут по ярусам. Сначала подъем осуществляют до высоты первого яруса, затем с помощью легких самоходных кранов, установленных на плите крыши, производят наращивание колонн до высоты второго яруса и подъем конструкций продолжают. Средняя скорость подъема этажа гидравлическими подъемниками составляет до 1,5 м/ч. Завершив подъем этажей, производят заделку и зачеканку междуэтажных стыков и швов, соединение междуэтажных коммуникаций и внутренние отделочные работы. Для монтажа одноэтажных промышленных зданий, имеющих значительные размеры в плане, как правило, применяют самоходные универсальные стреловидные краны на пневмоколесном или гусеничном ходу. Если в здании проектируют постоянные железнодорожные пути, для монтажа могут быть использованы краны на железнодорожном ходу.

До начала монтажа должны быть выполнены все необходимые подготовительные работы, включая строительство временных дорог и подъездов, отрыты траншеи и котлованы под фундаменты, спланированы и подготовлены площадки для складирования сборных конструкций, завезены и разложены в зоне работы крана требуемые конструкции, установлены реперы, определены и закреплены разбивочные оси здания.

Наши филиалы: Санкт-Петербург / Новосибирск / Екатеринбург / Нижний Новгород / Самара / Омск / Москва /